Автор: Джаггернаут aka Семнадцать отвратительных енотов. Текст со страницы http://juggernotes.com/


О Томе Клэнси.


"Ваш вахтёр идиот!" - "Да, но он на посту..." ("Гараж").

***

   Есть такой сатирик поневоле - Том Клэнси. Не знаю, жив он ещё или уже двинул кони. Во времена "холодной войны" он кропал трыллеры, иногда опускаясь до фантастики. Одна из его нетленок зовётся "Красный шторм". Фабула: из-за того, что азербайджанские террористы взорвали в Сибири нефтеперерабатывающий комбинат, СССР вторгается в Германию. Да, вахтёр идиот, о чём я честно предупредил в эпиграфе.

   Полагаю излишним останавливаться на описании отдельных изысков: и так ясно, что суперпуперамериканская технология массово побивает советский металлолом, русские офицеры восхищены мужеством противника, ангелоподобные разведчики и борцы за свободу героически борются с рогатыми-хвостатыми советскими оккупантами. Результат также ожидаем, ибо вахтёр на посту.

   Калашников в "Битве за небеса" резонно указал, что по общей неразвитости Клэнси был вынужден придумывать американцам новейшие системы вооружения, в т.ч. в ключевых моментах действия, в то время как реально существовавшее советское оружие осталось за кадром. Да и сам я заметил, что автор именует Т-80 "тяжёлым танком", каковой ревёт дизелями. Ну и так далее.

   Однако оставим железо в покое. Есть в романе эпизод, где ба-альшой специалист по СССР, с которым автор очевидно ассоциирует себя, смотрит фильм "Александр Невский". Этот эпизод я здесь цитирую. Если Вас не устраивают мои комментарии, поройтесь на www.bestlibrary.ru и прочтите полный вариант.

***

"Тоуленд открыл банку кока-колы.

- Интересно, как отнесся бы Иван к вестернам Джона Форда? У меня создается впечатление, что товарищ Эйзенштейн смотрел их."

   Естественно. Разве можно отдавать первенство хоть в чём-то?

"...Фильм начался с широкой панорамы русских... степей? подумал Тоуленд. Или это южные области страны? Как бы то ни было, перед ними промелькнули необъятные поля, поросшие травой, усеянные костями и оружием, оставшимся после давней битвы с монголами. Желтая угроза все еще вызывала ужас у русских. В состав Советского Союза вошло много народов монгольского происхождения, однако теперь у китайцев было ядерное оружие и самая большая в мире армия."

   Монгольское нашествие тринадцатого века, фильм конца 30-х годов, китайская "угроза" 60-х... прихотливы и извилисты мысли автора.

"Все, что происходило на экране, напомнил себе Тоуленд, разворачивалось совсем недалеко от побережья Балтийского моря."

   Тонкая подъёбка. То есть русские злокозненно показывают степи возле Балтийского моря. Если бы это мудило ещё знало историю, оно бы вспомнило, что Александра новгородцы вышибли далеконько. А Русь уже тогда была немаленькая, когда Колумб у своего прадедушки в штанах не шевелился.

"Главный герой фильма появился на фоне песни, - он отдавал команды рыбакам, которые вытаскивали на берег сеть с уловом. Офицеры признали, что князь представлен в духе соцреализма - герой фильма был занят физическим трудом".

   (примечание: переводчик и автор - кретины взаимодополняющие. Сommanded вовсе не обязательно означает "отдавал команды", а то что это за физический труд - командовать?)

   Я вот пытаюсь понять, как бы в Голливуде изобразили эту сцену... Типа на троне сидит, Дарта Вейдера на всяческие козни подстрекает. Или разглагольствует о пути меча и духе воина, этим самым мечом хитро махая. Или спивается в каком-нить салуне, ибо не понят и отвергнут. "Вот уроды" (с).

"Краткая перебранка с монголами, затем размышления о том, какая опасность для целостности русского государства серьезней - немцы или монголы.

- Господи, неужели и сейчас они продолжают мыслить таким же образом? - усмехнулся Тоуленд.

- Чем больше происходит перемен, тем меньше меняется общая ситуация, - заметил Лоу, открывая свою банку кока-колы."

   Опять-таки - фильм 30-х годов, после так называемой "интервенции четырнадцати государств" и постоянных планов её повторения. Действие клэнсевского романа, повторю - вторая половина 80-х. Кстати, по жизни Невский и в святые угодил за правильный выбор - от татар откупались, да и на веру, на национальную идентичность они не посягали. Впрочем, объяснить американцу понятие национальной идентичности нереально.

"- Интересный этот артист, между прочим. Когда он вошел в воду, чтобы помочь тянуть сеть, то как-то странно размахивал руками, словно девушка.

- А ты бы сам попробовал бежать в воде, когда она выше колен, - посоветовал Лоу."

   Это уже серьёзно. Прошу заметить, разговор ведут офицеры флота.

"И тут сцена изменилась - на экране появилась Германская Угроза.

- Сборище праздных рыцарей, как во времена крестовых походов. Черт побери, это мало отличается от фильмов тридцатых годов про индейцев. Рубят жителей, бросают младенцев в огонь.

- Как ты думаешь, они действительно были такими?

- Тебе приходилось слышать о месте под названием Освенцим, Боб? - поинтересовался Лоу. - Ведь там все происходило в цивилизованном двадцатом веке.

- Тогда у них не было с собой епископа.

- А ты почитай про освобождение крестоносцами Иерусалима. Они или убивали, или сначала насиловали, а потом убивали - и все ради вящей славы Господней, в присутствии епископов и кардиналов, восторженно благославляющих рыцарей на дальнейшие подвиги. Да, события, которые легли в основу фильма, скорее всего происходили в действительности. Общеизвестно, что во время боевых действий на Восточном фронте во вторую мировую было немало зверств с обеих сторон. Это была жестокая война. Хочешь еще попкорна?"

   С обеих, значить, сторон. Восхитительная непредвзятость. А ведь если нахуй послать - оно обидится. Цивилизованное оно. Попкорн ест.

"Наконец закончился сбор ополчения, главным образом крестьян. Послышалась песня:

Вставайте, люди русские...

- Черт побери! - Тоуленд даже привстал с кресла. - Ты только послушай, как звучит эта песня! - Фонограмма стала почти идеальной, не мешали даже помехи, связанные с передачей через спутник связи.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой

За нашу землю честную.

Вставайте, люди русские!

За время исполнения песни Тоуленд насчитал больше двадцати раз, когда использовалось, слово "русские" или "Русь".

- Странно, - заметил он. - Раньше они не говорили об этом так открыто."

   Не п-понял? Когда раньше? До 30-х? Этот офицер что, Маклауд какой-нибудь? Или он хочет сказать, что "Александр Невский" полвека не показывали?

"Советский Союз считается большой счастливой семьей, в которой дружно живут все народы, а не новой российской империей.

- Думаю, это можно назвать историческим каламбуром, - отозвался Лоу. - Сталин распорядился снять этот фильм, чтобы пробудить у народа тревогу по поводу нацистской опасности. Старик Джо был грузином, но оказался чертовски упрямым русским националистом. Действительно странно, но он вообще был странным парнем.

Кинофильм явно создавался в тридцатые годы".

   Догадливый. Я вот не помню, там в начале фильма год показывают или нет? Или американцы цифры больше двузначных не запоминают?

"Крикливые действующие лица словно сошли с кадров фильмов Джона Форда или Рауля Уолша: одинокая героическая фигура князя Александра Невского, два его мужественных, но немного шутовских соратника и непременная любовная линия. Враги русских - германские рыцари - были надменны и большей частью невидимы за неправдоподобными шлемами, изготовленными по эскизам самого Эйзенштейна.

Вторгшиеся немцы уже поделили между собой Русь. Один рыцарь стал "князем" Пскова, где продемонстрировал ужасный пример "умиротворения" - оккупанты умертвили множество стариков, женщин и детей, причем младенцев бросали в огонь, дабы показать, кому принадлежит власть."

   Обычная западная необразованность... Вспомнили бы Карла Великого или этого выблядка Адальберта, который в святых у папёжников ходит. Власть там на вторых ролях была.

"На льду замерзшего озера развернулась грандиозная баталия.

- Какому безумцу может прийти в голову участвовать в битве на замерзшем озере, когда на тебе полтонны листовой стали? - простонал Тоуленд. Лоу объяснил, что так, более или менее, все и случилось на самом деле.

- Наверняка сначала обе армии маневрировали, как в фильме "Они погибли, не успев снять сапоги", - заметил полковник, - но битва на льду озера произошла в действительности.

Само сражение представляло собой подлинно эпическую картину. Германские рыцари бросились вперед, не обращая никакого внимания на разумную тактику боя..."

   Интересно было бы выслушать его альтернативные предложения.

"...и русские крестьяне под умелым руководством Александра Невского и двух его соратников окружили их ловким маневром, словно в битве при Каннах Затем, разумеется, произошла схватка между князем Александром и главой Ливонского ордена.

Сомневаться в ее исходе не приходилось. Русский князь одержал победу, ряды немецких рыцарей дрогнули, и, когда они попытались сдержать атаку русских на краю озера, лед не выдержал их тяжести, и почти все закованные в сталь рыцари погибли в воде."

   Сомневаться в исходе? Так ведь было на самом деле, это ж не рассказки про надувного Рэмбу, обработанного силиконом и проверенного электроникой...

"- Вот это достаточно реалистично, - усмехнулся Лоу. - Подумай только, сколько армий нашли свою погибель на русской земле!

Остальная часть фильма была посвящена мирным делам. Счастливо закончилась любовная линия (каждый из героев-клоунов удостоился любви прелестной девушки), и победители въехали в освобожденный Псков. Тоуленду показалось странным, что, несмотря на то что князь поднял к себе на седло несколько детей, он не проявил ни малейшего интереса к женскому обществу."

   Нескольких женщин я себе на седле не представляю, как и произвольное вытаскивание из толпы понравившихся особ на правах триумфатора. Но это ладно. Американские латентно педофильские заморочки тоже пусть останутся на том, что заменяет автору латентно педофильскую совесть.

"Завершился фильм проповедью - князь Александр Невский, один на экране, произнес речь о том, что "кто придет с мечом на русскую землю, от меча и погибнет".

- Режиссер пытается сделать Невского похожим на Сталина, а?

- Да, пожалуй, - согласился Лоу. - Одиночка, сильный и волевой, отец народа, стремящийся облагодетельствовать его, - и облагодетельствовал! Что ни говори, а это лучший из всех когда-либо снятых пропагандистских фильмов."

   Не сказал бы... но ладно. Кстати, довелось слышать следующие варианты этого высказывания: "кто придёт к нам с мечом, того мы убьём", "кто с чем к нам зачем, тем того и - того..."

"Но самое смешное, что, когда через год Россия и Германия подписали пакт о ненападении, Эйзенштейну поручили постановку вагнеровской "Валькирии" . Это можно назвать карой за оскорбление немецкой чувствительности."

   Гы-гы. А то он не справился бы? Не этот... не Уолш какой-нибудь.

"...Тоуленд вспоминал отдельные сцены из фильма Эйзенштейна. Чаще всего перед его мысленным взором возникала самая страшная из них - немецкий рыцарь с крестом на латах, знаком крестоносца, вырывает младенца у матери, прижимающей его - ее? - к груди, и бросает в огонь. Разве можно, увидев такое, не испытывать ярости? Неудивительно, что возбуждающая ненависть песня "Вставайте, люди русские" превратилась в народную и стала такой популярной."

   Мотив хитовый, пауэр-метал, без проблем, но "народная песня, возбуждающая ненависть"?

"Некоторые сцены требовали кровавого мщения, что и стало следствием пламенного призыва Прокофьева к оружию."

   Как бы это помягче... Голливуд с тех пор наработал не то, что на бревно в своём глазу, а на целый эшелон, гружёный редкими породами деревьев.

***

   Просьба к тем, кто знает, скинуть сюда или прямо мне данные по западной псевдонаучной фантастике на тот же сюжет - плохие парни совьетс напали на славных ребят. Типа вот этого "Красного шторма" или "Войны 2020 года". Если будут ссылочки, неплохо тож. Только не про шпионов, над этим даже издеваться не тянет...