Автор: Джаггернаут aka Семнадцать отвратительных енотов. Текст со страницы http://juggernotes.com/


О безымянной высоте и заливной рыбе


Один из гэкачепистов, маршал Ахромеев, повесился. Вряд ли сам, скорее всего, *помогли*, как помогли Пуго застрелиться в затылок. Маршала похоронили. Буквально через несколько дней после похорон могилу вскрыли и уволокли парадный китель маршала. На продажу. Сами понимаете, Арбат, мир, дружба, бубль-гум, новая свободная Россия...

Мне доставляет немалое, хотя и извращённое удовольствие думать, что те, кто это сделал, на продаже кителя *обогатились*... Ну, не только на ней одной, конечно. Но стали крутыми, "много денег, машина, все дела..." И им сейчас стало счастье. В рамках новой свободной России.

Именно эту историю я вспоминаю на протяжении нынешних деньпобедных празднеств. Ограбили заслуженный труп, утащили китель, нацепили уворованные награды и маются ощущением праздника...

Понять, конечно, можно. История Росийской Федерации ("великой державы", бла-бла-бла) насчитывает целых тринадцать лет, в которые уместились бойня в Москве, бойня в Чечне, дефолт, огромное количество техногенных катастроф и терактов. Всё это на фоне неостановимого процесса вымирания населения, социальной и технологической деградации.

Срочно требуется великое прошлое. Пусть не своё, пусть краденое. Советское сойдёт, ибо поблизости и *плохо лежит*. Слишком сложное? Упростим. Быдло схавает.

"Какая всё-таки гадость эта ваша заливная рыба". Текст "Минуты молчания" обращается к солдату, у которого "родные и близкие сгинули в сталинских лагерях"... Реальная статистика по репрессиям давно уже распубликована, в западных университетах по ней учат, а не по кликушеским "десяткам миллионов трупов". И по этой реальной статистике далеко не у всех кто-нибудь родной или близкий где-то там сгинул. И что, те солдаты - второго сорта, ибо не имеют репрессированных родственников?

Программа "Время". В репортаж о нынешней торжественной припрыжке с дудками по Красной площади вклеены кадры того Парада, 24 июня 1945 года. Для патриотизьмы. А потом идёт выступление свежеинаугурированного... Ну хоть "международным терроризмом" он мог дату не измазать, усмиритель сортирный?!

Тот, *настоящий* Верховный, поднял тост за русский народ. *Этот* Верховный как-то изрёк: тот, кто говорит, что "Россия для русских", либо дурак, либо провокатор... А тост он поднимал за "российский дух", было дело... Что тут можно сказать цензурного?

Победа была одержана благодаря именно тем качествам человека и государства, которые ныне в загоне, и вопреки всему тому, что сейчас в почёте. Это праздник не для нынешних времён. Победу имело смысл праздновать, когда мы были уверены, что можем повторить усилие соответствующих масштабов в новую эпоху. Сейчас 9 мая для "великой России" - что-то вроде "повода" для патологического алкоголика, на который ему, в общем-то, плевать, главное - выпить.

В текстовках праздника почётное место заняла идея о том, что это праздник единый для всей России, объединяющий нас, всеобщий... Бнах, эти шпаргалки устарели уже в начале прошлого века. Нельзя танцевать на одном балу голодающим шахтёрам (идиоты, нашли способ требовать своих денег) и Ксюше Собчак. Похабно получается.

***

Военная премьера этого года - фильм "На безымянной высоте" - великолепный плод идеи украденного кителя.

Понять можно и это. Про войну ВСЁ сказано именно в "совке". И хорошее, и плохое. Переплюнуть совковую чугунную бравурность и жестяную мелодраматичность уже нельзя, именно эти фильмы про войну будут смотреть и сейчас, и через тысячу лет (если останется кому).

Единственная ма-асенькая лазеечка для нынешних, *поздних* фильмов: так называемая "окопная правда". Которой, кстати, нет. Вместо неё есть вечный вопрос: как правильно изобразить бытие в условиях *неполной*, подавленной человечности для тех, кто пребывает в обычных условиях? "Окопная", "лагерная", ещё какая-нибудь правда слишком легко вырождается в щекотание нервов обывателя, вроде очередного репортажа про упавший дом или сошедший с рельс поезд.

Если прошлое воруют, то "окопная правда" будет такой: берутся весьма современные обыватели, одеваются в старую военную форму и давай себя вести, притворяясь, что так оно и было.

Непременно нужны два типа положительных харизматиков: развесёлый, внутри-хороший урка (криминальные сериалы сейчас в шоколаде) и основательный мужик, тихо страдающий под коммунистическим гнётом. Промежуточные типы: тот лейтенант-полусупермен (ближе к урке) и бухгалтер-комполка (ближе к мужику-старшине).

Отрицательным харизматиком работает полковой особист. С какой жопы он докапывается до разведроты, меня не спрашивайте. Вообще, чувствуется, что авторы фильма хотят запугать зрителей страшным прошлым, но не знают как.

Пример. РДГруппа противника захватила машину и намеревается проникнуть в штаб полка, дабы сделать нехорошее. Пассажиров машины ранили и забросили в кузов, водителя держат под прицелом автомата. Опять-таки не спрашивайте, зачем. Может быть, диверсанты не умеют водить машину. После того, как лейтенант-полусупермен диверсантов укокошил, особист коршуном хватает водителя и влечёт на суд и расправу. Бухгалтер-комполка, к кому, собственно, гости и ехали, и который только что проводил проверяющего из дивизии, пытается за водителя вступиться (???). Особист его осаживает. Водитель - невинная жертва сталинизма?

Другой пример. Где-то рядом с линией фронта - непонятно, где именно - обитает куркуль, к которому все ходят в гости: и наши, и власовцы, и немцы. Что делает в таком случае глупый особист? Правильно, устраивает засаду, чтобы покарать куркуля и взять языка, за которым разведрота бегает уже час экранного времени. Что делает умный особист? Вербует куркуля, чтобы получать информацию и скармливать дезу. Что делает киношный особист? Приходит к куркулю, обзывает его "курвой" и требует, чтобы тот стучал на всё, что движется, а особенно на наших.

Третий пример. Особиста ловят немцы, а освобождают сопляки-власовцы, которые хотят вернуться. Попутно выясняется, что куркуль есть бывший военнопленный, который попал в плен ещё в польский поход 20-го года ("воевал с Тухачевским") и теперь притворяется поляком. Спасённый особист выпивает очень много водки в доме у куркуля и ничего не говорит. Потом, в разговоре с бухгалтером-комполка, он говорит, что "страшно представить, что с этими власовцами сделают".

Разбор полёта.

Во-первых, "воевал с Тухачевским" - это чтобы у быдла сработала ассоциация с "невинно расстрелянным" (имхо, слишком поздно "невинно расстрелянным") Тухачевским. Реально Тухачевский в польский поход руководил войсками из штаба по карте, почему и проиграл Пилсудскому с разгромным счётом. Так что сказать "воевал с Тухачевским" тот, кто попал в плен по его милости, вряд ли мог.

Во-вторых, по распиздяйству Тухачевского наши оставили в плену что-то около ста тысяч человек, которых поляки *уничтожили* в своих лагерях. Никаких памятников этим людям не стоит, о них мало кто помнит, это ж не Катынь, это ж русских убивали. Так что куркулю надо было бояться особиста: если уцелел, то чем выслужился?

В-третьих, даже после войны власовцы, незамаранные в расстрелах, получали 10+5 (10 - лагерь, 5 - поражение в правах), а киношным соплякам, освободившим особиста, да ещё сдавшим карту проходов в минных полях немцев, в худшем случае грозила бы ссылка лет на пять. А скорее всего отправили бы в фильтрационный лагерь, а потом в действующую армию.

В фильме особист всех отпустил ("На волю! На волю! В пампасы!") и застрелился, когда к нему приехали из особого отдела дивизии. К куркулю через минные поля приехали немцы на чём-то, что неудачно изображало разведывательный броневик, и сожгли дом вместе с хозяином. В общем, все умерли.

Ещё один случай колорита эпохи. Скучная политинформация, ведомая замполитом. Потом замполит интересуется, скоро ли мужик-старшина вступит в партию. Мужик-старшина жмётся, а потом говорит, что он крещёный и верующий - говорит, как на амбразуру бросается. Ну, во-первых, в фильме полно народу старше 25-ти, следовательно, крещёных. Во-вторых, дело происходит в 44-м, уже после восстановления Патриаршества, когда церковь была даже в фаворе по сравнению с ранешними временами.

Тот же эпизод. Один из солдат говорит, что подал заявление в партию, но обещали рассмотреть после наступления. Затем следует констатация того факта, что, мол, где мы наступаем, а где партбюро отсиживается... Молодцы авторы фильма. Подкрались и уязвили. В реальной жизни большинство довоенных партийных кадров в войну было *выбито*. Красные за свои выкрутасы тогда отвечали по полной программе. Конечно, и сейчас Грызлов строит новые заводы, а Слиска поднимает мотострелков в атаку в Чечне... но всё же и тогда "хоть что-то делалось". Пусть и не так красиво, как нынче.

Юмор в фильме "аншлажного" качества - так и ждёшь, что за кадром раздастся неподражаемый ухающий смех Регины Дубовицкой. Военная техника... гм, я так и не понял, чтО именно изображали Т-72 с плохо скроенными фанерными ящиками на башнях, и на чьей стороне они были. Тактические расклады в фильме, прямо скажем, неубедительны - похоже, основным материалом послужила хроника какого-то реального боя, но причины, стоявшие за ним, остались для авторов загадкой. Бухгалтер-комполка, непонятно зачем побежавший в штыковую, комментариям не подлежит... Загадочная немецкая душа снайпера тоже пусть останется на совести авторов.

***

Я думаю, что День Победы надо забыть. Так честнее. Ветераны скоро вымрут (им сейчас очень хорошо *помогают*, той же отменой льгот, например), а мы, нынешние, *другие*. Мы не можем так, как они. Это уже не наш праздник и не праздник ветеранов. Это праздник тех, кто украл китель. Трескучий, помпезный, со старыми фильмами, в которых монологи о том, что dulce et decorum est pro Patria mori, прерываются рекламой, в которой люди так радуются новой экономической упаковке, что не слишком похожи на людей.

А наше... наше... Инаугурация под гром салюта и парад гусар летучих. Скучно, нище, провинциально? Зато вот это и есть - своё. Некраденое.

Но надо же с чего-то начинать?